Владельцы автомобилей ЗИЛ, не оборудованных турбокомпрессором, пытаются выяснить, какой серии ТКР лучше ставить. И при выборе между сериями ТКР 6 и ТКР 7 больше склоняются к последней. Однако, спешить не следует: надо просто сравнить технические характеристики данных серий. Возьмем для примера ТКР 6.00.02 и ТКР 7Н 2А. Анализ характеристик показал, что разница между ними совсем не в пользу «семерки»:
подача ТКР – 0,15 кг/с против 0,12 кг/с (у семерки);
КПД компрессора – 0,72 против 0,66 у модели ТКР 7;
КПД турбины – 0,71 против 0,68.
Правда, справедливости ради надо отметить, что диаметр колес турбины и компрессора у семерки намного выше: 74,5 и 76 мм соответственно. В то же время шестая серия может похвастаться следующими данными: 61, 61 мм. Зато количество оборотов роторного вала у шестой серии составляет 120000 оборотов в минуту, а у седьмой – 75000. Так что при выборе устройства турбонаддува следует ориентироваться не на номер серии, а на его технические характеристики. Тем более, что многие пользователи отмечают, что существенной разницы между обеими сериями не наблюдается, а стоимость их отличается на несколько тысяч рублей.
Турбокомпрессор ЗИЛ Бычок
Относительно новая разработка компании Сервис-Турбо – турбина на ЗИЛ Бычок 100160196 является аналогом чешского компрессора CZ C14-196 и российского КР-6.1. Устанавливается турбина данной модели на двигатели Д245.12, 12С-ЗИЛ. Количество оборотов ротора составляет 60-140 тысяч (в минуту).
Какую бы модель турбокомпрессора вы ни выбрали, для поддержания его долговечности придерживайтесь простых правил:
при запуске холодного мотора хотя бы пять минут не повышайте обороты на компрессоре: за это время масло успеет хорошо смазать устройство;
перед выключением двигателя дайте поработать ему не менее минуты.